Архив блога

четверг, 28 января 2016 г.

3/50: Довлатов

Третья книга, которую я прочла в этом месяце - это собрание сочинений Сергея Довлатова. У меня это сочинение в 3х томах, но я прочла только первый том и решила сделать передышку. В него вошли следующие повести и рассказы: "Ремесло", "Наши", "Чемодан", Виноград" "Встретились, поговорили" и еще парочка совсем небольших рассказов-заметок. Для меня Довлатов стал открытием только в этом году. Когда однажды однокурсник сказал: "Прочти "Компромисс"". Я начала читать в электронном виде, но забросила, потому что нас так сильно нагружали домашними заданиями, что я еле выживала. Но на каникулы было задано прочесть "Заповедник" (он в другом томе). Прочитался за вечер, вслух. А я просто влюбилась!..
Довлатов - это тот автор, у которого можно начать читать любую книгу с любой страницы. Нет закрученных сюжетов, сотни героев, запутанных отношений. Есть только главный герой и жизнь: личная, писательская, гражданская. Стилем письма (а, может, просто тематикой произведений?) Сергей Довлатов напомнил мне Зощенко. Только Довлатов еще более прямолинеен и неплохо управляется с запасом русских ругательств.

Что меня цепляет в этом авторе, так это еще и то, что самые печальные, трагические события, приносящие боль и страдания, Довлатов умудряется сбрызнуть каплей едкой иронии и добавить порцию того самого гоголевского "смеха сквозь невидимые миру слезы". 

В общем, если вы еще не читали ничего у Довлатова - срочно читайте! А я пока покажу вам мои любимые цитаты из перечисленных выше произведений:


1. Шли мы откуда-то с Бродским. Был поздний вечер. Спустились в метро – закрыто. Чугунная решетка от земли до потолка. А за решеткой прогуливается милиционер. Иосиф подошел ближе. Затем довольно громко крикнул:
— Э!
Милиционер насторожился, обернулся.
— Дивная картина, – сказал ему Бродский, – впервые наблюдаю мента за решеткой!

2. Нильс Бор говорил: "Истины бывают ясные и глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая..."

3. Аксель Тамм передал мне один разговор.
Цензор говорила
"Довлатов критикует армию".
"Где, покажите".
Это, конечно, мелочи, детали, но все же... "
"Покажите хоть одну конкретную фразу".
"Да вот. "На ремне у дневального болтался штык".
"Ну и что? "
"Как-то неприятно — болтался штык... Как-то легкомысленно..."
Аксель Тамм не выдержал и крикнул цензору:
"Штык — не член! Он не может стоять! Он болтается..."

4. Вообще я заметил, что упадок гораздо стремительнее прогресса. Мало того, прогресс имеет границы. Упадок же — беспределен...

5. — Штопор есть?
Верховский задумался. Несколько раз пересек мой кабинет. Потом сказал:
— Сейчас я иду обедать. Буду после трех. И мы вернемся к этому разговору. Тема интересная...

6. На одном из судебных процессов Караваеву задали вопрос:
— Ваша национальность?
— Заключенный, — ответил Караваев

7. Караваев был только героем. К сожалению, это не профессия.

8. Если писатель хороший, редактор вроде бы не требуется. Если плохой, то редактор его не спасет. По-моему, это совершенно ясно.

9. Кроме того, уезжать всегда гораздо легче, чем оставаться...

10. — До нашего рождения — бездна. И после нашей смерти — бездна. Наша жизнь — лишь песчинка в равнодушном океане бесконечности. Так попытаемся хотя бы данный миг не омрачать унынием и скукой! Попытаемся оставить царапину на земной коре

11. — Вот ты говоришь — капитализм, Америка, Европа! Частная собственность!.. У самого последнего чучмека — легковой автомобиль!.. А доллар, извиняюсь, все же падает!..
— Значит, есть куда падать, — весело откликался Цыпин, — уже неплохо. А твоему засраному рублю и падать некуда...

12. — Пойми, Коля был всей моей жизнью. Он был моим другом. Он был моим учителем... Как ты думаешь, это грех — любить мужа больше, чем сына?
— Не знаю. Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только — да или нет.

13. Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то...

14. Я подумал: "Если у меня сейчас трясутся руки, что же будет потом?"

15. Интродукция затянулась. Мы должны переспать или расстаться.


p.s. Дорогой Дмитрий Львович. Вы никогда это не прочитаете, но так, на всякий случай. Ваша теория о том, что Довлатова любят посредственные люди, предпочитающие плыть по течению, - провальная.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий