Архив блога

воскресенье, 22 марта 2015 г.

REVIEW: Бегущий за ветром

"Наверное, это несправедливо, но в один день иногда столько всего случится, что вся твоя жизнь меняется..."

На 8 марта моя любимая учительница по литературе подарила мне книгу. Я влюбилась еще в обложку: синее-синее небо, парящий в воздухе красный змей, осенние листья по краям твердой обложки, панорама незнакомого мне города, почти сливающаяся с фоном и два контрастирующих с остальной композицией силуэта мальчиков. 























Признаться, я очень мало читала зарубежной литературы. В голову приходит только Том Шарп с не самыми умными, но временами забавными повестями, прочитанные в детстве "Том Сойер", "Пеппи длинный чулок", пара рассказов сэра Артура Конан Дойля, "Девушка с татуировкой дракона" Стига Ларссона и...пожалуй, все. Как-то так сложилось, что я верна русской классике. Но моя любовь к ней не то что стала угасать, нет. Просто я, наверное, устала немного от однообразности, которая так или иначе присутствует во всех произведениях авторов, родившихся в одной стране. И как бы я не восторгалась искрометным юмором Гоголя и Чехова, серьезностью и способностью погрузить в размышления Достоевского, прямотой и наглостью Маяковского, мне жутко хотелось взять в руки совершенно иную книгу, написанную где-то за тысячи миль отсюда человеком, который не знает, что такое "лапти" и когда отменили крепостное право. И вот, будто по взмаху волшебной палочки, такая книга оказалась у меня в руках. Это была книга Халеда Хоссейни "Бегущий за ветром".


Я закрыла "Тихий Дон" и во вторник семнадцатого марта (раньше никак не получалось) решила прочитать хотя бы 10-15 страниц "для ознакомления". Во сколько я уснула, я не знаю. Но прочла половину книги, это точно. Глаза слипались, а я понимала, что на следующий день буду клевать носом (ха! клевать носом! я спала как убитая на каждом уроке, где это было возможно, и чуть не проехала свою автобусную остановку!), но остановиться было не-воз-мож-но: я будто бы унеслась в совершенно иной мир, и возвращаться назад не хотелось.

"Обрести и вновь потерять всегда больнее,чем не иметь вовсе."

На следующий день меня все спрашивали: "Что случилось?" КАК ЧТО? Случилось предательство, случилась боль в наивных детских глазах, случилась ненависть и любовь, все это сразу так быстро "случилось" в моей голове, что я не могла ходить и улыбаться. Все, чего мне хотелось: придти домой и открыть книгу. Такого не было давно. очень. давно. Я читала в метро, на уроках, во время еды, перед сном и везде, где только было можно. Подруга даже обиженно забирала у меня книгу, говоря что-то в роде: "Эй, ты со мной вообще разговариваешь?" или "Ты чего такая загруженная?" А я не знала, чего. На улице светило солнце, я чувствовала прилив сил и энергии, но внутри... Было чувство, что кто-то взял окурок от сигареты и потушил его прямо о твое сердце. Я не могла долго улыбаться, даже если мне было хорошо. 

"Воровство – основа всех прочих грехов. Убийца крадет жизнь, похищает у жены право на мужа, отбирает у детей отца. Лгун отнимает у других право на правду. Жулик забирает право на справедливость. Нет ничего презреннее воровства."


Так или иначе, когда читаешь книгу, которая задевает тебя до слез, начинаешь переносить происходящее на свою жизнь. Передо мной пронеслось столько событий последних лет, дней и минут. Захотелось вышвырнуть все и громко закричать от того, что все не то, все не так, все не правильно. Прошлым жить я уже не могла, будущем - не смела, а настоящее? Оно будто растворилось, потеряло смысл, показалось таким мелочным и ничего не стоящим. Как объяснить человеку, что тебе хочется рыдать от того, то на твоих глазах только что умер человек в бумажном переплете? Как объяснить, что ты чувствуешь себя переодетым в кожу Амира, стоящего перед выбором: спасти или унести ноги? Как ответить человеку на вопрос о моем отношении "к нынешней ситуации на Украине"? Как? Как я могу относится к убийству людей? К тому, что детей насилуют и бросают в детские дома? К тому, что люди перестают отвечать за свои поступки? Как к этому можно вообще относится?..

"Лучше смотреть правде в глаза, чем убаюкивать себя ложью."

Книга о том, что, совершив однажды неверный поступок и оступившись, мы можем расплачиваться за это всю свою жизнь. О том, что все плохое (как и все хорошее) обязательно вернется нам обратно. О том, что есть люди гнилые и "мертвые", которых ни одно слово не вразумит и не поменяет. О том, что нельзя давать обещаний, которых ты не можешь исполнить. 

"Всего-навсего улыбка. Она ничего не решает, ничего не исправляет. Такая мелочь. Вздрогнувший листок на ветке, с которого вспорхнула испуганная птица. Но для меня это знак. Для меня это первая растаявшая снежинка – предвестник весны."

С уверенностью говорю, это моя ЛЮБИМАЯ книга после "Преступления и наказания" Федора Михайловича. Несомненно, в жизни моей будет еще много книг, но эта навсегда оставит огромный след в моем детском сердце, остро воспринимающем чужую боль.


2 комментария:

  1. спасибо за такую чудесную рецензию! эта книга уже давно в моем литературном списке,но все руки не доходили,теперь точно возьмусь за нее)

    ОтветитьУдалить